Мир нужно изменять, иначе он начнет изменять нас
www.itar-tass.com/c49/543038.html
Книга станет предметом эстетическим, а не для ежедневного потребления – писатель Михаил ВЕЛЛЕР
Известный современный русский писатель, философ, член Российского ПЕН-Центра, Российского философского общества и International Big History Association, лауреат ряда литературных премий Михаил ВЕЛЛЕР дал эксклюзивное интервью ИТАР-ТАСС.
- Михаил Иосифович, как бы вы охарактеризовали современную русскую литературу? Можно ли утверждать, что она переживает период застоя?
читать дальше- Год назад, на встрече Путина с писателями я сказал, что за исключением нефтяной и газовой экспортирующей промышленностей, русская современная литература – единственная область экономики, которая успешно конкурирует с Западом. Только две страны в мире читают в основном своих собственных писателей – Россия и США. Остальные страны читают, прежде всего, переводную литературу с английского языка - даже Франция, Германия, Италия.
Русская литература столько десятилетий была под мощным прессом государства, что из-под него умудрилось выползти лишь малое количество талантливых произведений. Когда к 2000 году отпустили гайки, и люди перевели дух, образовалась отличная писательская среда.
Авторы начали создавать живые, яркие, энергичные и интересные произведения, которые тридцать лет назад стали бы сенсацией. Причем, речь идет не только об элитарной литературе постмодернизма, но и о коммерческой.
Таким образом, состояние русской современной литературы на сегодняшний день можно приветствовать.
- Прослеживается ли сегодня избирательный подход у издателя при публикации того или иного автора? Какая литература превалирует на рынке?
- Мысль, что кого-то, могут поддерживать для чего-то, лишена основания на девяносто девять процентов.
К одному проценту относится загадочный проект «Россия», в котором несколько лет назад выходили одна за другой книги, авторы которых были тщательно засекречены. Книги выпускались огромными тиражами. Их суть сводилась к тому, что русский человек должен быть православным патриотом, беспредельно и полностью преданный властям.
Несложно себе представить, что этот проект кто-то продвигал.
Во всех остальных случаях издателя интересуют исключительно два аспекта. Первый – это деньги. Он опубликует все, что может принести материальную выгоду.
Издатель, прежде всего, бизнесмен. Его никто не кормит и не выделяет никаких дотаций. Он может рассчитывать исключительно на себя и свой бизнес.
Второй аспект – это престиж. Ради него иногда можно поступиться деньгами, чтобы создать репутацию себе и своему издательству.
За пределами этих двух целей ничего другого не существует.
- Презентации на различных зарубежных ярмарках. Кто решает, какие авторы будут представлять Россию?
- Зарубежные книжные ярмарки - это малый аналог Союза советских писателей, когда некую группу современных авторов вывозят в качестве поощрения на подобные мероприятия.
На самом деле, писателям там абсолютно нечего делать. Они никому не нужны, так как ярмарки устраиваются для издателей, переводчиков, художников.
Отбор происходит по принципу «кто попал в обойму, сумел наладить отношения и понравиться». Учитывая тот факт, что все поездки оплачиваются за государственный счет, становится неважно, какой тираж у конкретного автора и насколько удачно он продается.
- Можете ли вы назвать имена современных писателей, которые, на ваш взгляд, способны и отражают в своих произведениях современную Россию?
- Когда-то знаменитый французский критик и теоретик литературы Роже Гароди написал книгу «О реализме без берегов», где доказывал: «Чтобы художник ни писал, он все равно пишет о действительности, так или иначе, трансформируя ее через собственное подсознание и сознание».
Таким образом, все писатели пишут о том, что есть здесь и сейчас. Они по-разному это осмысливают, фантазируя на эти темы.
- Как сейчас интернет воздействует на сферу культуры? Интернет упрощает или наоборот предоставляет возможность авторам раскрепоститься и писать в более свободных и непринужденных формах?
- Во-первых, влияние интернета очень велико на все сферы человеческой жизни. Во-вторых, как любое явление, интернет несет в себе и плюсы, и минусы. К плюсам, разумеется, относится необыкновенная легкость получения информации широкого охвата. К минусам - люди перестают думать, так как всегда можно посмотреть, что надумали другие. Таким образом, качество понимания снижается. Раньше человек по обломкам должен был самостоятельно строить модель мышления, проверять, верна она или нет. Сейчас большинство потребляет готовое гораздо быстрее, чем способно переварить. Поэтому обсуждение завсегдатаев чатов и форумов поражает необыкновенно низким умственным и образовательным уровнем. Такие явления рождают паралитературу.
- Мне кажется, что уже давно наметилась тенденция перехода аудитории от чтения книг к литературе в online-режиме.
- Полностью согласен. Книга в скором времени будет восприниматься как хорошая посуда, одежда, мебель. Она станет предметом эстетическим, а не для ежедневного потребления.
- Литература и власть. Считаете ли вы, что политика государства в сфере культуры и образования устанавливает пределы творчества и навязывает определенный формат?
-Не совсем так.
В конце девятнадцатого века с большими спорами и скандалами произошла отмена любой цензуры на Западе. Когда Гюстав Флобер опубликовал «Мадам Бовари» и сумел оправдаться перед обвинителями, образовалась следующая формулировка: «Писателю все можно, не судите строго писателя, он имеет право свободно говорить и излагаться». После этого, в литературе начала преобладать чернуха, мгновенно стала распространяться всякая «дрянь», а авторы говорили: «Мы имеем на это право. Это свобода, не нравится - не ешь». При этом была забыта такая редко формулируемая вещь, что культура самовоспроизводится через искусство, и что человек формирует свою модель поведения через картинки, книги, образы.
Когда человек видит, что и наркомания – это неплохо, и однополая любовь – это не стыдно, и быть тунеядцем – это не преступление, происходит размывание морали и самоуничтожение цивилизации. Поэтому, если говорить о пределах творчества, нужно хорошо понимать и осознавать, кто формирует повестку дня. Немаловажную роль в этом процессе играет образование, уровень которого сейчас довольно низкий. Если у нас безграмотный, тупой потребитель, а в середине этих потребителей тупой писатель, что хорошего он может написать?!
Из этого мы имеем общее снижение уровня искусства во всех сферах по сравнению с золотым временем девятнадцатого века, когда образование получали избранные, но оно было на высоком уровне. Таким образом, пределы творчества ставятся не снаружи - государством, а изнутри – обществом.
- Как поменялась читательская аудитория? Читатель потянулся к духовности и осознанности или наоборот предпочитает выбирать книги «на потребу дня»?
- Одним из главных потрясений моего писательства было то, что моя книга «Все о жизни», вышедшая в 1998 году, с серьезным содержанием, публикуется сейчас гигантским тиражом четыреста тысяч экземпляров. Когда в 2002 году у меня вышла книга «Кассандра» с аналогичным сюжетом, то за первый год продаж ее тираж составлял более ста тысяч экземпляров.
К чему я привожу эти цифры? Читатель хочет разной литературы. Он готов воспринимать как легкие формы, так и сложную социальную психологию.
- И все же тенденция такова, что читатель чаще склонен покупать «легкое чтиво» нежели сложные, объемные романы...
- Так было всегда. Если обратиться к истории, то самым популярным писателем девятнадцатого века был не Толстой, не Некрасов, а Матвей Комаров. Именно о нем Николай Алексеевич с негодованием говорил:
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого,
Белинского и Гоголя
С базара понесет.
Я думаю, что читатель сейчас сохраняет тенденцию потреблять не только легкую литературу, но и серьезную. У меня, как правило, на столике лежит несколько книг разных жанров.
- Что лежит сейчас?
- Сейчас «Кибернетика» Норберта Винера, которую я перечитываю, и «Антикиллер» Даниила Корецкого, которого я люблю читать для промывания мозгов.
Михаил Иосифович Веллер – русский писатель, философ. Родился 20 мая 1948 года в семье офицера. Философские взгляды Михаила Веллера излагались им в разных произведениях, начиная с 1988 года, пока не были обобщены автором в единую теорию, названную в итоге энергоэволюционизмом. Написал более десяти романов. Выпустил девятнадцать сборников, из которых «Легенды Невского проспекта» (1993), «Легенды Арбата» (2009), «Мишахарезада» (2011) стали бестселлерами. Активно принимает участие в общественно-политической жизни России.
Книга станет предметом эстетическим, а не для ежедневного потребления – писатель Михаил ВЕЛЛЕР
Известный современный русский писатель, философ, член Российского ПЕН-Центра, Российского философского общества и International Big History Association, лауреат ряда литературных премий Михаил ВЕЛЛЕР дал эксклюзивное интервью ИТАР-ТАСС.
- Михаил Иосифович, как бы вы охарактеризовали современную русскую литературу? Можно ли утверждать, что она переживает период застоя?
читать дальше- Год назад, на встрече Путина с писателями я сказал, что за исключением нефтяной и газовой экспортирующей промышленностей, русская современная литература – единственная область экономики, которая успешно конкурирует с Западом. Только две страны в мире читают в основном своих собственных писателей – Россия и США. Остальные страны читают, прежде всего, переводную литературу с английского языка - даже Франция, Германия, Италия.
Русская литература столько десятилетий была под мощным прессом государства, что из-под него умудрилось выползти лишь малое количество талантливых произведений. Когда к 2000 году отпустили гайки, и люди перевели дух, образовалась отличная писательская среда.
Авторы начали создавать живые, яркие, энергичные и интересные произведения, которые тридцать лет назад стали бы сенсацией. Причем, речь идет не только об элитарной литературе постмодернизма, но и о коммерческой.
Таким образом, состояние русской современной литературы на сегодняшний день можно приветствовать.
- Прослеживается ли сегодня избирательный подход у издателя при публикации того или иного автора? Какая литература превалирует на рынке?
- Мысль, что кого-то, могут поддерживать для чего-то, лишена основания на девяносто девять процентов.
К одному проценту относится загадочный проект «Россия», в котором несколько лет назад выходили одна за другой книги, авторы которых были тщательно засекречены. Книги выпускались огромными тиражами. Их суть сводилась к тому, что русский человек должен быть православным патриотом, беспредельно и полностью преданный властям.
Несложно себе представить, что этот проект кто-то продвигал.
Во всех остальных случаях издателя интересуют исключительно два аспекта. Первый – это деньги. Он опубликует все, что может принести материальную выгоду.
Издатель, прежде всего, бизнесмен. Его никто не кормит и не выделяет никаких дотаций. Он может рассчитывать исключительно на себя и свой бизнес.
Второй аспект – это престиж. Ради него иногда можно поступиться деньгами, чтобы создать репутацию себе и своему издательству.
За пределами этих двух целей ничего другого не существует.
- Презентации на различных зарубежных ярмарках. Кто решает, какие авторы будут представлять Россию?
- Зарубежные книжные ярмарки - это малый аналог Союза советских писателей, когда некую группу современных авторов вывозят в качестве поощрения на подобные мероприятия.
На самом деле, писателям там абсолютно нечего делать. Они никому не нужны, так как ярмарки устраиваются для издателей, переводчиков, художников.
Отбор происходит по принципу «кто попал в обойму, сумел наладить отношения и понравиться». Учитывая тот факт, что все поездки оплачиваются за государственный счет, становится неважно, какой тираж у конкретного автора и насколько удачно он продается.
- Можете ли вы назвать имена современных писателей, которые, на ваш взгляд, способны и отражают в своих произведениях современную Россию?
- Когда-то знаменитый французский критик и теоретик литературы Роже Гароди написал книгу «О реализме без берегов», где доказывал: «Чтобы художник ни писал, он все равно пишет о действительности, так или иначе, трансформируя ее через собственное подсознание и сознание».
Таким образом, все писатели пишут о том, что есть здесь и сейчас. Они по-разному это осмысливают, фантазируя на эти темы.
- Как сейчас интернет воздействует на сферу культуры? Интернет упрощает или наоборот предоставляет возможность авторам раскрепоститься и писать в более свободных и непринужденных формах?
- Во-первых, влияние интернета очень велико на все сферы человеческой жизни. Во-вторых, как любое явление, интернет несет в себе и плюсы, и минусы. К плюсам, разумеется, относится необыкновенная легкость получения информации широкого охвата. К минусам - люди перестают думать, так как всегда можно посмотреть, что надумали другие. Таким образом, качество понимания снижается. Раньше человек по обломкам должен был самостоятельно строить модель мышления, проверять, верна она или нет. Сейчас большинство потребляет готовое гораздо быстрее, чем способно переварить. Поэтому обсуждение завсегдатаев чатов и форумов поражает необыкновенно низким умственным и образовательным уровнем. Такие явления рождают паралитературу.
- Мне кажется, что уже давно наметилась тенденция перехода аудитории от чтения книг к литературе в online-режиме.
- Полностью согласен. Книга в скором времени будет восприниматься как хорошая посуда, одежда, мебель. Она станет предметом эстетическим, а не для ежедневного потребления.
- Литература и власть. Считаете ли вы, что политика государства в сфере культуры и образования устанавливает пределы творчества и навязывает определенный формат?
-Не совсем так.
В конце девятнадцатого века с большими спорами и скандалами произошла отмена любой цензуры на Западе. Когда Гюстав Флобер опубликовал «Мадам Бовари» и сумел оправдаться перед обвинителями, образовалась следующая формулировка: «Писателю все можно, не судите строго писателя, он имеет право свободно говорить и излагаться». После этого, в литературе начала преобладать чернуха, мгновенно стала распространяться всякая «дрянь», а авторы говорили: «Мы имеем на это право. Это свобода, не нравится - не ешь». При этом была забыта такая редко формулируемая вещь, что культура самовоспроизводится через искусство, и что человек формирует свою модель поведения через картинки, книги, образы.
Когда человек видит, что и наркомания – это неплохо, и однополая любовь – это не стыдно, и быть тунеядцем – это не преступление, происходит размывание морали и самоуничтожение цивилизации. Поэтому, если говорить о пределах творчества, нужно хорошо понимать и осознавать, кто формирует повестку дня. Немаловажную роль в этом процессе играет образование, уровень которого сейчас довольно низкий. Если у нас безграмотный, тупой потребитель, а в середине этих потребителей тупой писатель, что хорошего он может написать?!
Из этого мы имеем общее снижение уровня искусства во всех сферах по сравнению с золотым временем девятнадцатого века, когда образование получали избранные, но оно было на высоком уровне. Таким образом, пределы творчества ставятся не снаружи - государством, а изнутри – обществом.
- Как поменялась читательская аудитория? Читатель потянулся к духовности и осознанности или наоборот предпочитает выбирать книги «на потребу дня»?
- Одним из главных потрясений моего писательства было то, что моя книга «Все о жизни», вышедшая в 1998 году, с серьезным содержанием, публикуется сейчас гигантским тиражом четыреста тысяч экземпляров. Когда в 2002 году у меня вышла книга «Кассандра» с аналогичным сюжетом, то за первый год продаж ее тираж составлял более ста тысяч экземпляров.
К чему я привожу эти цифры? Читатель хочет разной литературы. Он готов воспринимать как легкие формы, так и сложную социальную психологию.
- И все же тенденция такова, что читатель чаще склонен покупать «легкое чтиво» нежели сложные, объемные романы...
- Так было всегда. Если обратиться к истории, то самым популярным писателем девятнадцатого века был не Толстой, не Некрасов, а Матвей Комаров. Именно о нем Николай Алексеевич с негодованием говорил:
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого,
Белинского и Гоголя
С базара понесет.
Я думаю, что читатель сейчас сохраняет тенденцию потреблять не только легкую литературу, но и серьезную. У меня, как правило, на столике лежит несколько книг разных жанров.
- Что лежит сейчас?
- Сейчас «Кибернетика» Норберта Винера, которую я перечитываю, и «Антикиллер» Даниила Корецкого, которого я люблю читать для промывания мозгов.
Михаил Иосифович Веллер – русский писатель, философ. Родился 20 мая 1948 года в семье офицера. Философские взгляды Михаила Веллера излагались им в разных произведениях, начиная с 1988 года, пока не были обобщены автором в единую теорию, названную в итоге энергоэволюционизмом. Написал более десяти романов. Выпустил девятнадцать сборников, из которых «Легенды Невского проспекта» (1993), «Легенды Арбата» (2009), «Мишахарезада» (2011) стали бестселлерами. Активно принимает участие в общественно-политической жизни России.
@темы: книги