Продолжаем горевать о "тяжелой казарменной" жизни в России при Николае I и его "палочной муштре" собственного народа))
Ю. Алянский. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб., 2003 г.
А.Ф. Некрылова. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988 г.
СПб ведомости, 22.01.10 г.
СПб ведомости, 10.09.2010 г.
СПб ведомости, 3.06.06 г.
«СПб ведомости», 22.02.08 г.
Петровский курьер, № 41 от 2002 г.
И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова. Русский интерьер 19 века. Л., 1984 г.
Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х гг. М., 2004 г.
А.В. Иконников. Историзм в архитектуре. М., 1997 г.
Журнал «Искусствознание». 1/01. М., 2001 г.
1827 г. – первый в Петербурге цирк, учрежден Жаком Турньером.
1827 г. – кукольный «Театр света» на Невском, 15.
1827 г. – открытие летнего Каменноостровского театра.
В начале 1830-х гг. строится городской театр в Выборге.
Александринский театр – с 1832 г. Получил свое имя в честь императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. Легкий жанр возник на подмостках театра сразу после его открытия, здесь каждый вечер давались одноактные водевили.
1832 г. – кукольный театр Якова Гобби у Вознесенского моста.
1832 г. – сад и трактир «Марьина роща» по Петергофскому шоссе. Давались «арлекинады с фонтанами и бенгальскими огнями» и даже «картина извержения Везувия».
1833 г. – Михайловский театр.
читать дальшеАлександрия – трактир с садом и развлечениями. 1834-1846 г. При нем имелся сад, где выступали танцоры, гимнасты, эквилибристы с эстрадно-цирковыми номерами: танцы на канате, «геркулесовы силы», пускание воздушных шаров, мелодии полкового оркестра.
В 1834 г. Вольф и Беранже открыли кафе в китайском стиле. Их кондитерская была настоящим литературным клубом того времени.
В 1834-39 г. архитектор П. Жако построил по проекту К. Росси здание Дворянского собрания на Михайловской улице. В зале собрания давались балы и маскарады, реже – концерты.
В 1834 году на землях графа Строганова, на берегу Большой Невки, напротив Каменного острова, возникло лечебное заведение с водами 30 источников и «воксалом» для летних увеселений.
1836 г. – в Каменном театре ( Большой театр ) премьера оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» ( «Жизнь за царя» ). В 1842 г. здесь же «Руслан и Людмила».
1836 г. – здание Императорского театра в Петергофе.
1837 г. – в помещении Общества поощрения художников состоялся первый розыгрыш первой в России художественной беспроигрышной лотереи.
1838 г. – Павловский «воксал».
В 1840 г. кондитерского цеха мастеру Доминику Риц-а-Порта было разрешено открыть новое, неизвестное ранее Петербургу, трактирное заведение – кафе-ресторан.
В 1840-50 г. – учреждено Симфоническое общество.
В 1841 г. француз Лемольт выписал из Парижа кукол, театральные машины, декорации и устроил прекрасный театр марионеток. Они разыгрывали водевили и маленькие волшебные драмы. К своим куклам Лемольт прибавил представление китайских теней, волшебный балет, живописный фейерверк.
В 1843 г. в Петербурге родилась песня – ее можно назвать романсом, которая стала на все времена визитной карточкой российской музыкальной эстрады. Она называется «Очи черные».
1845 г. – «Олимпийский» цирк на Театральной пл.
1840-е гг. – цирк Лежара на площади Александринского театра.
В 1831 г. в СПб впервые сыграна комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в 1836 г. – «Ревизор», в 1842 г. – «Женитьба» Н.В. Гоголя.
В 1840-х гг. для афиши одного из кабинетов восковых фигур рекламные стихи написал Н.А. Некрасов, чье имя вообще тесно связано с историей развлекательных заведений Петербурга.
9 мая 1848 г. на Невском пр. торжественно открылся новый универсальный столичный магазин и вместе с тем увеселительное заведение – «Пассаж». А через год в галерее Пассажа была открыта выставка восковых фигур.
10 февраля 1849 г. на нынешней Театральной площади в СПб открылся театр-цирк.
Александровский парк – сад развлечений, источник минеральных вод, кафе-ресторан, катание с гор, балаган восковых фигур. 11.09. 1845 г. на ПС открыта первая очередь Александровского парка. В гулянье принял участие император Николай 1.
1849 г. – увеселительный сад «Монплезир» на Аптекарском острове.
В начале 1851 г. в Красном Селе был открыт театр, построенный по проекту арх. Сарычева.
В 1852 г. был открыт кабинет восковых фигур на Большой Морской ул. в доме Жако.
1853 г. – «Механический театр» Юлиуса Гебгардта.
24 февраля 1853 г. в театре-цирке ( сейчас на его месте Мариинский театр ) впервые в СПб поставлена пьеса А.Н. Островского «Утро молодого человека». Через неделю состоялась и другая премьера: «Не в свои сани не садись» в Александринском театре. С этого момента произведения Островского прочно вошли в репертуар петербургских театров.
С 18 века зверинцы были неотъемлемой частью СПб. На углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка в 1840 году открылся Зверинец Берга. На Вознесенском проспекте, в доме Струговщикова, помещался зверинец Лемана. Здесь обитали слон, тигрица, пантера, гиена, два кенгуру, зебра, змеи и обезьяны.
Итальянский сад существовал с начала 18 века.
Николай 1 не только создает сугубо личное пространство для себя, но одновременно обеспечивает возможность иметь такое же и для своих подданных. В 1830-х гг. не только в средних слоях городского населения, но и у высшего дворянства намечаются тенденции к созданию уюта и комфортабельных условий жизни.
Свою летнюю резиденцию император создает вкупе с целым дачным поселком. Николай 1 придает новый блеск и размах массовым праздненствам в Петергофе. Характерно, что устроители петергофских праздненств ориентировались на демократический вкус своей аудитории, а вовсе не на личный вкус виновников этих торжеств. Городские общественные парки фактом архитектуры стали в 1 трети 19 века. Города-курорты как явление определились в 1830-50-е гг. Дачные поселки тоже оформились в это время.
В 1820-30-е гг. стало признаком хорошего тона посещение высшими кругами общества народных увеселений…
Содержатель трактира Лондона, состоящего по Петергофскому тракту, в полуверсте от Триумфальных ворот, имеет честь известить почтеннейшую публику, что при оном трактире устроены Зимние горы для катанья, со всеми удобствами… Желающие подписаться для катанья с гор на всю зиму на своих санках могут получать билет за три рубля серебром (Ведомости СПб городской полиции, 4(16) января 1846 г. ).
Расцвет екатерингофских первомайских гуляний пришелся на 1820-1830-е годы; в ту пору они нередко посещались царской фамилией. В 1830-м туда начали ходить омнибусы, получившие в народе, надо полагать, из-за царившей в них давки, прозвище «обнимусы».
Царствование Николая 1 прочно включило художественную Россию в мир западной культуры. Крупнейшие зарубежные знаменитости регулярно выступали на сцене императорских театров.
С середины 1820-х гг. появилась возможность длительных путешествий за границу.