www.kournikovagallery.ru/text/exhibitions/100_w...

23 мая - 21 июля 2013 г.

Москва Сеченовский пер., 2
м. Кропоткинская, Парк культуры
Режим работы: вт-вс 11.00–20.00
Вход свободный

Идея выставки - реабилитировать художественную величину имени Александра Бенуа, признанного более как критика и историка искусства, автора статей и монографий, театрального декоратора и постановщика, и показать публике высоты его мастерства как живописца.
Александр Николаевич Бенуа (1870 1960) - создатель объединения «Мир искусства», неутомимый и страстный критик, историк и знаток искусства, музейный работник, декоратор, постановщик и либреттист, редактор журналов и автор статей, монографий и своих легендарных воспоминаний. Но почему-то в этом бесконечном пересечении многочисленных занятий и профессий его достоинства художника недооцениваются. Это связано с тем, что при всей важности фигуры А.Н. Бенуа и его значительном художественном наследии, хранящемся в российских музейных и частных коллекциях, последняя и единственная крупная выставка прошла в Третьяковской галерее больше 40 лет назад - в связи со столетием со дня рождения.
Сто работ - условная цифра, Александр Николаевич «акварелировал» каждый день в силу культурной привычки, ей отведена лишь роль качественного ограничителя для продвижения главной идеи выставки: представить публике выдающегося мастера кисти, а не только пера, выдающегося мастера среди одаренных соратников - художников «Серебряного века». Работы, собранные благодаря коллекционерам-друзьям галереи позволяют это сделать.
Выставка представит ряд иконических произведений - «Кормление рыб» (1897) из серии «Последние прогулки Людовика XIV», две работы для издания И.Кнебеля «Картины по русской истории», работы, воспроизведенные в знаменитых открытках Общины Св.Евгении, сыгравших значительную роль в популяризации нового русского искусства. Публика увидит такие графические шедевры мирискусстничества, как «Представление султанше» (1907), эскизы для пяти букв из «Азбуки в картинах Александра Бенуа», а также иллюстрации к «Медному всаднику». В экспозицию включены классические дизайны для дягилевских спектаклей «Павильон Армиды» (1909), «Петрушка» (1911), «Соловей» (1914) и более поздних постановок. Деревенские пейзажи и виды Петербурга, Крыма, Германии, Франции, Италии, многие из них созданы в эмиграции, составляют живописную хронику семейной жизни и малоизвестны отечественной публике. Версаль, восхищавший и вдохновлявший художника всю жизнь, представлен большой серией работ разных лет.
Каталог произведений сопровождает объемная биография, снабженная цитатами из писем и воспоминаний самого Александра Бенуа, его современников и исследователей творчества – Сергея Эрнста и Марка Эткинда. Мы также нашли уместным опубликовать у нас в каталоге недавно вышедшую статью Джона Боулта «Игры с ностальгией. Александр Бенуа и культурная история». Этот небольшой, вдумчивый, хотя и не бесспорный труд, содержит ключи для понимания искусства художника Александра Бенуа.

На вернисаже публике были представлены дневники Александра Бенуа, охватывающие период с 1925 по 1950 гг., в 106 тетрадях, что стало безусловным историческим открытием. Прежде были доступны мемуары с 1908 по 1924 год, более поздние – считались утраченными. Именно они были приобретены в европейском частном собрании, возвращены на родину и теперь войдут в обиход исторического искусствоведения. Невероятно интересны суждения Александра Бенуа, чей глубокий и просвещенный ум засвидетельствовал и оценил культурные и исторический события, происходившие в период целой четверти века.