Вот хоть что со мной делайте... а я все равно буду "очеловечивать" ( как я это понимаю ) животных. Исходя из опыта всей своей жизни ( а у меня всю жизнь, с младенчества, собаки, без перерыва, большие и маленькие ) я совершенно отчетливо вижу, что при нормальном адекватном воспитании психика и уровень развития животного могут соответствовать уровню развития трех-пятилетнего ребенка. Если "раскрепостить" собаку и дать ей возможность свободно развиваться, т.е. воспитывать ее именно как маленького ребенка, а не "в соответствии с рефлексами" ( по Павлову ), то результаты получаются весьма и весьма интересные. Если не загонять собаку в рамки запрограммированного обязательного поведения, т.е. дать возможность собаке жить распорядком хозяев, участвовать в этом распорядке, то она очень быстро учится принимать в жизни хозяев равноправное участие, и при этом она сама !!! находит такие способы общения с хозяевами, чтобы они были им понятны. Причем иногда кажется, что она даже говорит на своем языке, настолько адекватен ответ ( ее реакция ) и настолько похожа интонация на то, что по идее здесь и нужно было бы сказать, будь на ее месте ребенок.
А при ненормальном воспитании у собак получаются в точности такие же отклонения, какие были бы у детей, если бы их воспитывали подобным образом.
Не буду говорить про других животных, я не очень хорошо знаю их психологию... но вот в отношении львов и тигров, судя по системе воспитания ЦБЗ, я бы рискнула сделать такие же выводы, как и в отношении собак...